Признаки композиционного построения формы 1 Принципы построения композиции

Дизайнеры интерьера Петербург, частный дизайнер интерьера

Любое композиционное построение формы предполагает наличие идеи, замысла, цели.

«Композиция – конструкция для смысла» - такое определения дал композиции Н.Волков. Интересен вопрос: Может ли композиция быть лишенной смысла? В любом случае, даже в том, когда произведение представляет собой абстрактную картину или несюжетную декоративную, она все же может содержать художественный замысел, идею, которые реализуются формальными средствами : отношениями цветовых пятен, линий, форм, выражающих борьбу, напряженность, взаимодействие сил, также они могут оказывать воздействие на эмоции, рождать ассоциации, а также, будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В таком случае гармония цветовых отношений, форм, борьба противоположных начал становится «сюжетом» , даже смыслом картины. В ней может преобладать или структурное начало или образно-сюжетное начало, которое просматривается в формальных отношениях  элементов композиции. Так как композиция является понятием организующим, она органически призвана соединять в себе оба эти начала, и конечно же закономерности ее построения подчиняются закону гармонического единства формы и содержания.

Принципы построения композиции

Композиционное построение характерно отличается тем, что оно всегда развивается в строго определенных границах. И эти границы определяются не только пространственными ограничениями (форматом и размером листа, формой, ограничением во времени в музыке и в танце или пространства стены). Весь смыл рамок, границ «перед нами встает некий особый мир со своим временем, пространством, системой ценностей… Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром». Так писал об этом Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с внутренней структурой произведения, с самой организацией всех элементов  внутри композиции, диктующей определенный тип композиции, с другой стороны связаны с окружающим ее пространством.

Некая композиция может быть и замкнутой, вписываться в какую-либо определенную форму и подчиняться ей. Другая композиция может быть открытой, которая предполагает мысленное продолжение в бесконечном пространстве. И в том и другом случае тип композиции и внешние границы определяются внутренними своими связями между ее элементами. Все эти композиционные нити и узлы крепко держат ее изнутри в пространственно-временных границах. Законы построения композиции.

Пространственная композиция